Стремление к знанию присуще человеку, и ничто так не выявляет его качеств и склонностей как то, к чему направлен его интерес. По тому, каким родом познаний занимается человек, можно легко определить, к чему он испытывает склонность и каковы его черты.
Познай себя. Познание себя означает обнаружение и внимательное рассмотрение того, что мы из себя представляем и кем можем стать. Человек представляет собой тройственную личность, состоящую из тела, которое есть его земная, смертная часть; души, которая есть его чувствующая часть; духа, или ума – это его разумная и бессмертная часть. Каждая из этих частей имеет своё особенное предназначение, и человек живёт правильно, если действует в соответствии с этим предназначением и сохраняет между ними надлежащую соподчинённость.
Почему многие почитают себя кем-то, будучи ничем, и хотят отличиться в том, в чем отличиться не могут? И почему они не заботятся о том, в чем действительно могли бы отличиться? Почему они действуют вопреки природе и Провидению, силясь делать совсем не то, что нужно? Отчего же так происходит, если не от незнания самих себя и своего призвания в жизни?
Занимаясь самопознанием, мы должны не только рассмотреть свои таланты и способности, но и обратить внимание на слабости и недостатки, чтобы узнать причину происхождения нашей силы и слабости. У каждого есть свои слабости. Мудрый человек знает, почему они происходят, и внимательно относится к их проявлениям. Самопознание показывает человеку те грехи, которым он наиболее подвержен и предан, и открывает не только то, что нелепо, но и то, что преступно в его поведении и характере. Вообще, внешние действия человека прямо указывают на его внутреннее состояние, и по поступкам в его жизни можно узнать о царящих в его душе пороках. Если он предается разврату и сладострастию, то чувственность является его главным искушением. Если он мстителен и жесток, то гнев и злоба царствуют в его сердце. Если он самонадеян, смел и предприимчив, то честолюбие – скрытый источник его действий. Если он хитер, уклончив, стремится к интригам и притворству, то к этому побуждает его природная хитрость. И это тайное расположение бывает преступным по мере их проявлений во внешних действиях, выходящих за пределы разума и добродетели.
Источник: эксперт психологии